Маркетплейсы бывают разные, черные, белые, красные
За последние несколько лет многие крупные интернет-магазины перешли на бизнес-модель маркетплейс. Это позволяет им расширить ассортимент, привлечь больше клиентов и нарастить маржу относительно недорогим способом, что есть выгодным для всех сторон торгов.
Маркетплейсы (торговые площадки) бывают разными, все зависит от набора услуг, товаров и их ассортимента – начиная с доски объявления и заканчивая фулфилментом (комплекс операций с момента оформления заказа и до момента получения покупки). Ведущие онлайн-риелторы, такие как Rozetka, Lamoda, Allo, OLX.ua и другие, перешли на бизнес-модель маркетплейса, а некоторые компании изначально создавали свои площадки под такие торги.
Rozetka: история преобразования с интернет-магазина в маркетплейс
Первой начала движение к созданию маркетплейса в 2014-м году Rozetka, крупнейшая украинская торговая интернет-площадка, которая предлагает полный набор услуг для своих партнёров. Новую версию с обновленным дизайном компания запустила в марте 2015-го года. Теперь там можно приобрести почти все – семена на дачу, одежду, автотовары, ювелирные украшения, бытовую технику, косметику, алкоголь и т. д. В 2017-м году появились на площадке аптечные товары.
«В 2015-м году ввели это в открытый доступ в виде предложения для партнёров. Сегодня на главной странице есть прямая ссылка «Продать на Розетке», кликнув на которую, вы получите предложение заполнить короткую заявку на партнёрство. Возле некоторых товаров указано, что продавцом является партнёр – тот или иной магазин», – отметил в СМИ руководитель Rozetka Владислав Чечеткин.
Основатель Rozetka рассказал, что большую часть товаров по ассортименту на его торговой интернет-площадке составляет продукция партнёров, хотя, по-прежнему, большая доля выторга приходится на собственный ритейл Rozetka. За его словами, позиции торговой площадки остаются очень сильными в бытовой технике, детских товарах и достаточно сильными в одежде, хотя цифры не называет. Также отмечает, что сотрудничество с сильными игроками намного выгоднее, чем самим влезать в их рынок. В открытом доступе на сайте можно насчитать около 30 таких магазинов, хотя Чечеткин утверждает, что их несколько сотен.
«СЕТС» – биржевые торговые площадки ProZorro
Еще одним видом маркетплейса есть торги на бирже и через государственную систему ProZorro. Это электронные торговые площадки для банкиров, биржевиков, бизнесменов и т. д. Для них торговая площадка подразумевается, как аукционная система, которая проводит торги.
«Это система аукционных торгов, которая ранее делась с «молотка», а сейчас это все проходит в электронном виде. Каждый человек, который участвует в электронных торгах, подает кучу документов для участия в каком-то лоте. Площадки «Прозорро» работают по Украине. Фонд гарантирования вкладов – первое, что ушло на «Прозорро». Малая приватизация, Фонд госимущества, даже аренда вагонов теперь работают через эту систему. Под Прозорро сейчас стремятся все. Все остальное, что не подпадает под эту систему, можно продавать через «универсальные» торговые площадки», – рассказал директор компании ТОВ «СЕТС» Владимир Левченко, которая получила аккредитацию в Фонде гарантирования вкладов и начала работать с ProZorro.
«У нас все площадки на это и рассчитаны. Есть свои площадки, а также с нами работает с десяток бирж. Это называется электронной площадкой под системой «Прозоро», которая дает «прозрачность» в торгах.
Если зайти сейчас на наш сайт sets.org.ua там, в основном, будут кредитные договоры – это самые популярные темы. Например, под кредитную заставу стоит пол села или колхоз, на 30 млн грн., востребованы эти лоты у банков, банкиров, возможно коллеторов каких-то, вот они выкупают эти вещи и потом предъявляют права, мол, не заплатишь – мы заберём имущество. Кредит может быть там на 3 млн грн., а хозяйство на 30 млн грн. Вот и выкупают люди такие вещи», – добавил Левченко и отметил, что также компания разработала универсальную площадку, которая работает по любым регионам и странам: «Она работает по тому же принципу, что и «Прозорро», но сама по себе и там можно на торги выставлять все».
Lamoda: модель маркетплейса помогла расширить компанию
Есть маркетплейсы, которые занимают и другие ниши на торговых площадях. Они имеют свой уникальный ассортимент товаров и услуг. В апреле 2016-го года в Украине появился маркетплейс Lamoda. Первым ее партнёром стал украинский бренд одежды Must Have. Партнёры компании получают многочисленную аудиторию интернет-магазина, маркетинговую поддержку и частичную инфраструктуру. Директор торговой интернет-площадки Lamoda Катерина Микула отмечает, что благодаря торговой модели маркетплейс им удалось расширить свой ассортимент товарами локальных брендов, нишевых марок, а также они предоставляют свою площадку крупным дистрибьюторам. За два года появилось около 180 торговых марок как украинских производителей, так и всемирно известных fashion-гигантов.